Rounded Rectangle 1instagram
Корзина (0)
В корзине пусто!

Время намаза

  • ФАДЖР (УТРЕННИЙ)
  • ЗУХР (ПОЛУДЕННЫЙ)
  • АСР (ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ)
  • МАГРИБ (ВЕЧЕРНИЙ)
  • ИША (НОЧНОЙ)

С началом рассвета и до самого восхода солнца – время для совершения утреннего намаза.

Важно, что время для самого первого намаза за день вступает в силу не с предрассветного света, а с конкретного рассвета. В этой связи различают ложный и правильный рассветы. Верующему следует быть внимательным: предрассветный луч света вертикален и после его появления наступает темнота. Правильный рассвет можно узнать по белизне, которую он распространяет на горизонте. Стоит упомянуть следующий хадис: Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: عمرو) ووقت صلو,ة الصبح من طلوع الفجرمالم تطلع الشمس (مسلم ج ١ ص ۲۲۳ عن «Время утреннего намаза начинается с рассвета и продолжается, пока не взойдёт солнце». (Муслим т.1, стр. 223, передал хадис ‘Абдуллах ибн ‘Амр (радиаллаху ‘анху)).

Лучшее время для утреннего намаза

Мустахаб для фаджр намаза – все время, пока на улице светло, вплоть до того, как до восхода солнца остается 3-5 минут. В связи с лучшим временем для утреннего намаза ученые приводят несколько хадисов: ۲۲) Рафи‘ ибн Хадидж (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды». (Тирмизи т.1, стр.22). В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба т.1, стр. 321” приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Билялю (радиаллаху ‘анху): (مص نف ا بن ا بى شيبه ج ١ ص ۳۲١ ) 34 «Читай утренний намаз, когда станет светло так, что люди начнут видеть цель стрельбы из лука». (т.1, стр. 321).

В промежуток между тем, как солнце проходит расстояние от зенита до того момента, когда тень от отбрасываемых предметов достигает условной длины, длится время для совершения полуденного намаза.

Наступление времени зухр намаза, пожалуй, одно из самых однозначных – солнце находится точно в зените. Однако, не стоит читать намаз сразу же, пока солнце в самой высокой части небосклона. В «Муатта» имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи) приводится: الص لو,ة فقال ابوهريرة ا نا ا خبرك صل الظ هر اذا كان ظلك مثلك والعص ر عن عبدال بن رافع مولى ام سلمة زوج النبى ان سال اباهريرة عن وقت اذاكان ظلك مثليك (موطا امام مالك ص ٤). Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) сказал: «Слушай! Читай зухр намаз, когда твоя тень равняется твоему росту, и читай ‘аср намаз, когда твоя тень в два раза больше твоего роста». («Муатта имам Малик»).

Лучшее время для полуденного намаза

Как уже говорилось, время совершения полуденного намаза стоит немного оттянуть, но только в летнее время. Зимой стоит поторопиться с дневной молитвой. Как сказано в хадисе: : اذاكان اليوم الحار فابردوابالصلو,ة فان شدة الحرمن فيح جهنم (مسلم ج ١ ص (۲۲٤ «Если это жаркие дни, то откладывайте намаз, пока не будет прохладнее, ибо, поистине, сильная жара от дыхания ада». (Муслим т.1, стр. 224).

До захода солнца наступает время для совершения послеполуденного или предзакатного намаза.

Наступление срока для молитвы вычисляется по тени, отбрасываемой предметом: тень должна стать в два раза больше, по отношению к основной тени предмета. Таким образом, в летнее время полуденный намаз лучше читать во время первой тени, а послеобеденную молитву – не раньше двух теней. Время ‘аср намаза начинается после истечения времени зухр намаза и продолжается до захода солнца. من ادرك ركعة من العصر قبل ان تغرب الشمس فقد ادرك العصر (بخارى ج ١ ص ٨۲ مسلم ج ١ ص ۲۲١) Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто успел совершить хоть один рака‘ат ‘аср намаза до захода солнца, тот успел на ‘аср намаз». (Бухари т.1, стр. 82, Муслим т.1, стр. 221).

Лучшее время для послеполуденного намаза

Желательно откладывать время для совершения послеобеденного намаза, однако, не стоит слишком затягивать с этим. Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды». (Тирмизи т.1, стр.22). В Насаи приводится: قال ر سول ال تلك صلو,ة المنا فق يجلس ير قب الش مس ح تى اذا ا صفرت وكانت بين قرنى الشيطان قام فنقرها اربعKا ليذكرال فيها القليل (مس لم ج ١ (۲۲۵ ص «Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало». (Муслим т.1, стр. 225). В Ибн Маджа и Абу Дауде передали хадис: «Читайте утренний намаз, когда наступает утро, как следует, потому что из-за этого вы получаете большие награды». (Ибн Маджа стр.49, Абу Дауд т.1, стр.76) В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба т.1, стр. 321” приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Билялю (радиаллаху ‘анху): «Читай утренний намаз, когда станет светло так, что люди начнут видеть цель стрельбы из лука». (т.1, стр. 321)

С заходом солнца наступает время вечерней молитвы.

Четвертый за день намаз можно читать пока на небе не начнется распространение темноты. ووقت صلو,ة المغرب مالم يغب الشفق (مسلم ج ١ ص ۲۲۳ عن ابن عمرو) «Время магриб намаза длится, пока не исчезнет шафак». (Муслим т.1, стр. 223, передал хадис Ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху)). Следует помнить, что темнота на небе появляется на смену белизне. То есть, в таком порядке: красная заря, белизна на горизонте, затем – темнота. Время захода солнца – запретно для совершения намаза.

Лучшее время для вечернего намаза

Ученые советуют совершать вечернюю молитву сразу после захода солнца. Этот намаз не терпит отлагательств. عن ابى ايوب قال قال رسول ال ليزال امتى بخير اوقال على الفطرة مالم يؤخروا المغرب ال,ى ان تشتبك النجوم (ابوداؤد ج ١ ص ٧۵، ابن ماجه ص ۵٠ عن 35 عباس ومشكو,ة ج ١ ص ٦١ ) Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Моя община всегда будет во благах, (или сказал: «будет в присущем им от рождения состоянии то (есть в исламе)») до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз до появления звёзд». (Абу Дауд т.1, стр.75, Ибн Маджа, стр.50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) и «Мишкат» т.1, стр.61).

Время для заключительной обязательной молитвы наступает с появлением темноты на ночном небе и заканчивается со вступлением в силу времени утреннего намаза.

Нафи‘ ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху) написал: وصل العشاء اى الليل شئت ولتغفلها (شرح معانى الثار ج ١ ص ٧٨) «Читай ‘иша в любой части ночи, в какой пожелаешь, и не пренебрегай им». («Шарх Ма‘ани аль-асар» т.1, стр. 78). Убейд ибн Джарих (радиаллаху ‘анху) спросил у Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху): ما افراط صلو,ة العشاء. «Какое последнее время ‘иша намаза?». Он ответил: طلوع الفجر (شرح معانى الثار ج ١ ص ٧٨) «Наступление рассвета». («Шарх Ма‘ани аль-асар» т.1, стр. 78).

Лучшее время для ночного намаза

Лучше всего для верующего будет ночная молитва, отложенная до полночи или до первой трети ночи. Однако, если позднее время намаза станет препятствием для присутствия большего числа джамаата, стоит пренебречь этим желательным условием. عن ا بى هريرة قال قال ر سول ال لول ان ا شق على ام تى لمرت هم ان يؤخروا العشاال,ى ثلث الليل اونصفه (ترمذى ج ١ ص ۲۳ ، ابن ماجه ص ۵٠) Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если бы это не было тягостным для моей общины, я бы обязательно приказал им откладывать ‘иша намаз до половины или до первой трети ночи». (Тирмизи т.1, стр.23, Ибн Маджа стр.50).